Неделя 3-я по Пятидесятнице
Неделя памяти Собора Всех Белорусских Святых
Тропарь Собору Белорусских святых глас 5
Почти́ Госпо́дь Белору́сский край/ святы́ми, Ему́ благоугоди́вшими:/ святи́тели, му́ченики, преподо́бными и пра́ведными,/ ве́рно Го́сподеви послужи́вшими/ и мзду трудо́в прия́вшими./ К тем же ны́не и мы вопие́м:/ о нас моли́теся ко Го́споду,// да в ве́ре и де́лех плод добр принесе́м.
Кондак Собору Белорусских святых глас 3
Бо́жии уго́дницы Белору́сския земли́/ ны́не со дерзнове́нием предстоя́т Престо́лу Святы́я Тро́ицы/ и неви́димо за ны мо́лятся Бо́гу,/ о кра́е на́шем,// прося́ нам мир и ве́лию ми́лость.
В Беларуси у нас находятся мощи четырех святых в полный рост в раках:
- преподобной Евфросинии Полоцкой в Спасо-Евфросиниевский монастыре города Полоцка,
- праведной Софии Слуцкой в минском кафедральном соборе,
- праведного Иоанна Кормянского в нашей обители
- преподобной Манефы Гомельской в гомельском кафедральном соборе,
Преподобная Евфросиния, игумения и княжна Полоцкая (XII век)
Преподобная Евфросиния, носившая в миру имя Предслава, происходила из древнего княжеского рода, истоки которого восходят к святому равноапостольному Владимиру. Родилась Предслава в начале XII века в семье полоцкого князя Георгия и княгини Софии. Годы своего отрочества она посвящала чтению Священного Писания и творений святых и имела такое прилежание к учению, которому удивлялся даже ее отец. Слава о мудрости и красоте Предславы распространилась далеко за пределы Полоцкой земли. Предслава не захотела вступать в брак. Тайно от родителей ушла в один из монастырей, в котором в то время игуменией была ее родная тетя, вдова князя Романа и приняла монашеский постриг с именем Евфросиния
Праведная княгиня София Слуцкая (1585-1612)
София в переводе с греческого означает Премудрая, мудрая. Дед святой Софии– великий почитатель православных святынь собственноручно переписывал Евангелие. Отец святой Софии, был единственным из трех сыновей, исполнившим заветы своего родителя и остался верен православию — младшие братья перешли в католичество в Польско-Литовском государстве.
Родители будущей княгини умерли очень рано — девочка была еще совсем малышкой и по факту выросла в католическом воспитании. Но когда встал вопрос о том согласна ли она изменить своей вере для брака с несвижским князем, княжна София решительно отказалась переходить в католичество. Более того, София настаивала еще и на том, чтобы дети от ее будущего брака были крещены в Православной Церкви и воспитывались как православные. Только при выполнении этих условий четырнадцатилетняя княжна соглашалась вступить в брак.
Во время гонения на православие в западнорусских землях, княгиня стала защитницей православных святынь. Принадлежащий ей Слуцк она защитила юридической грамотой. София так же заботилась об обеспечении монастырей, церквей и щедро жертвовала на строительство храмов, своими руками шила и вышивала золотом церковные ризы и священнические облачения, совершала паломничество в отдаленные храмы во дни престольных праздников.
Святой праведный Иоанн Кормянский (1837-1917)
Отец праведного Иоанна, иерей Иоанн Гашкевич, служил в местечке Стрешин Рогачевского уезда в Свято-Покровской церкви. С радостью семья иерея Иоанна готовилась к рождению ребенка. Каждую службу будущая мать приобщалась Святых Христовых Тайн. Однажды в храме молился юродивый. Увидев мать будущего праведника, он подошел к ней, низко поклонился и произнес пророческие слова: «Хотел бы я у него взять благословение, но не доживу». С этого времени родители знали, что у них родится сын, и что будет он служителем алтаря Господня.
Преподобная Манефа Гомельская (1918-1984)
Мария Скопичева (крещена в честь пустынницы Марии Египетской) родилась в тяжелое время гражданской войны в деревне Севрюки, под Гомелем и стала Великой молитвенницей, целительницей, подвижницей Земли Белорусской. Мария родилась с церебральным параличом. Надежды на исцеление было. В детстве в ночном видении Мария видела две дороги и стала перед выбором, по какой идти. Был голос: «По левой пойдешь, спокойно жизнь проживешь, по правой – скорбеть будешь». Не задумываясь, Мария выбрала правый – скорбный путь. Как-то старцу, побиравшемуся в деревне и зашедшему в дом Скопичсвых, Мария подала кусок сала. Ее матери, Гликерии, повстречавшейся ему на пороге дома, старец потом сказал: «Твоя монахиня дала мне сала». Главными советами матушки постоянно были: молитва, покаяние, милосердие.