Собор Белорусских Святых

Неделя 3-я по Пятидесятнице

Неделя памяти Собора Всех Белорусских Святых

Тропарь Собору Белорусских святых глас 5

Почти́ Госпо́дь Белору́сский край/ святы́ми, Ему́ благоугоди́вшими:/ святи́тели, му́ченики, преподо́бными и пра́ведными,/ ве́рно Го́сподеви послужи́вшими/ и мзду трудо́в прия́вшими./ К тем же ны́не и мы вопие́м:/ о нас моли́теся ко Го́споду,// да в ве́ре и де́лех плод добр принесе́м.

Кондак Собору Белорусских святых глас 3

Бо́жии уго́дницы Белору́сския земли́/ ны́не со дерзнове́нием предстоя́т Престо́лу Святы́я Тро́ицы/ и неви́димо за ны мо́лятся Бо́гу,/ о кра́е на́шем,// прося́ нам мир и ве́лию ми́лость.

В Беларуси у нас находятся мощи четырех святых в полный рост в раках:

  • преподобной Евфросинии Полоцкой в Спасо-Евфросиниевский монастыре города Полоцка,
  • праведной Софии Слуцкой в минском кафедральном соборе,
  • праведного Иоанна Кормянского в нашей обители
  • преподобной Манефы Гомельской в гомельском кафедральном соборе,

Преподобная Евфросиния, игумения и княжна Полоцкая (XII век)

Преподобная Евфросиния, носившая в миру имя Предслава, происходила из древнего княжеского рода, истоки которого восходят к святому равноапостольному Владимиру. Родилась Предслава в начале XII века в семье полоцкого князя Георгия и княгини Софии. Годы своего отрочества она посвящала чтению Священного Писания и творений святых и имела такое прилежание к учению, которому удивлялся даже ее отец. Слава о мудрости и красоте Предславы распространилась далеко за пределы Полоцкой земли. Предслава не захотела вступать в брак. Тайно от родителей ушла в один из монастырей, в котором в то время игуменией была ее родная тетя, вдова князя Романа и приняла монашеский постриг с именем Евфросиния

Праведная княгиня София Слуцкая (1585-1612)

София в переводе с греческого означает Премудрая, мудрая. Дед свя­той Со­фии– великий по­чи­та­тель пра­во­слав­ных святынь соб­ствен­но­руч­но пе­ре­пи­сывал Еван­ге­ли­е. Отец свя­той Со­фии, был един­ствен­ным из трех сы­но­вей, ис­пол­нив­шим за­ве­ты сво­е­го роди­те­ля и остался верен православию — млад­шие бра­тья пе­ре­шли в ка­то­ли­че­ство в Поль­ско-Ли­тов­ском го­су­дар­стве.

Родители будущей княгини умерли очень рано — девочка была еще совсем малышкой и по факту выросла в католическом воспитании. Но когда встал вопрос о том со­глас­на ли она изменить сво­ей ве­ре для бра­ка с несвижским кня­зем, княж­на София ре­ши­тель­но от­ка­за­лась пе­ре­хо­дить в католиче­ство. Бо­лее то­го, Со­фия на­ста­и­ва­ла еще и на том, чтобы де­ти от ее бу­ду­ще­го бра­ка бы­ли кре­ще­ны в Православной Церк­ви и вос­пи­ты­ва­лись как пра­во­слав­ные. Только при выполнении этих усло­вий четырна­дца­ти­лет­няя княж­на соглашалась всту­пить в брак.

Во время гонения на православие в за­пад­но­рус­ских зем­лях, княгиня стала защит­ни­цей пра­во­слав­ных свя­тынь. Принад­ле­жа­щий ей Слуцк она ­защитила юриди­че­ской грамотой. София так же заботи­лась об обес­пе­че­нии мо­на­сты­рей, церк­вей и щед­ро жерт­во­ва­ла на строитель­ство хра­мов, сво­и­ми ру­ка­ми ши­ла и вы­ши­ва­ла зо­ло­том цер­ков­ные ризы и свя­щен­ни­че­ские об­ла­че­ния, соверша­ла па­лом­ни­че­ство в от­да­лен­ные хра­мы во дни пре­столь­ных празд­ни­ков.

Святой праведный Иоанн Кормянский (1837-1917)

Отец праведного Иоанна, иерей Иоанн Гашкевич, служил в местечке Стрешин Рогачевского уезда в Свято-Покровской церкви. С радостью семья иерея Иоанна готовилась к рождению ребенка. Каждую службу будущая мать приобщалась Святых Христовых Тайн. Однажды в храме молился юродивый. Увидев мать будущего праведника, он подошел к ней, низко поклонился и произнес пророческие слова: «Хотел бы я у него взять благословение, но не доживу». С этого времени родители знали, что у них родится сын, и что будет он служителем алтаря Господня.

Преподобная Манефа Гомельская (1918-1984)

Мария Скопичева (крещена в честь пустынницы Марии Египетской) родилась в тяжелое время гражданской войны в деревне Севрюки, под Гомелем и стала Великой молитвенницей, целительницей, подвижницей Земли Белорусской. Мария родилась с церебральным параличом. Надежды на исцеление было. В детстве в ночном видении Мария видела две дороги и стала перед выбором, по какой идти. Был голос: «По левой пойдешь, спокойно жизнь проживешь, по правой – скорбеть будешь». Не задумываясь, Мария выбрала правый – скорбный путь. Как-то старцу, побиравшемуся в деревне и зашедшему в дом Скопичсвых, Мария подала кусок сала. Ее матери, Гликерии, повстречавшейся ему на пороге дома, старец потом сказал: «Твоя монахиня дала мне сала». Главными советами матушки постоянно были: молитва, покаяние, милосердие.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.